Происхождение таро

происхождение таро

Что же такое Таро, каково значение этого понятия? Наряду с французским словом Таро (Le Tarot) для обо­значения этой необычной колоды карт используется ита­льянское — Тарокки (Tarocchi). Исследуем это понятие, постараемся выяснить его исконное значение. Аптуап Кур де Жебелен, известный французский толкователь оккультного Таро, утверждает, что в номенклатуре колоды со­хранились три слова восточного происхождения таро. Это таро, мат и пагад. Жебелен полагает, что таро — египетское слово, буквально означающее «царский путь жизни» (от тар — «путь» и ро — «царский»). Слово мат — восточного происхождения, оно означает «побежденный», «убитый», «сумасшедший». Слово пагад так­же пришло с Востока: паг — значит «вождь» или «хозяин», а гад — «судьба».


Ж. Ф. Вайян в книге «Истинная история истинных цыган» рассказывает о том, что у китайцев есть рисунок, разделенный на фрагменты, которые компонуются в серии. Этот рисунок очень сильно напоминает расклады Таро. Четыре масти Младших Арканов занимают на этом рисунке первые четыре столбца, четырнадцать козырей занимают пятый столбец, семь оставшихся козырей — шестой столбец, который символизирует неделю творения.

Китайцы утверждают, что этот рисунок известен с первых веков существования их империи, со времен осушения вод потопа. Следовательно, это и есть оригинал или же копия Таро. Во всяком случае, Таро древнее Моисея, оно принадлежит к началу нашего времени, к эпохе за­рождения Зодиака, и, таким образом, ему должно быть никак не меньше 6500 лет. Вайян считает что слово Таро произошло от древнеегипетского тару — «требовать от­вета», «консультироваться». Таким образом, Таро — это то, к чему обращаются за советом.

Тайна зарождения Таро до сих пор не разгадана и волнует умы исследователей. Некоторые из них полагают, что впервые колода появилась в Древнем Египте, другие связывают ее происхождение с Древней Индией, третьи — с Атлантидой.

Как утверждает исследовательница Таро Элизабет Хейч, невозможно, заглядывая во мглу веков, найти та­кую эпоху или такую культуру, которой не были бы известны символы Таро. При раскопках древних поселений Вавилонии, Мексики, Иудеи, Индии, Китая были обнаружены свидетельства существования карт. Символы Таро находили запечатленными на фресках и на терракотовых табличках. Впрочем, официальной археологии та­кие факты неизвестны.

история тароКарточные игры зародились на Ближнем Востоке приблизительно в XII веке. В последующие века в карты с четырьмя мастями играли мусульманские народы, и имен­но мусульмане завезли карты в Европу Первые письменные свидетельства о карточной игре относятся ко второй половине XIV века, а первые дошедшие до нас карты Таро были нарисованы в Северной Италии в XV веке.

Есть версия о том, что карты Таро были созданы в 1392 году художником, астрологом и каббалистом Жак- мином Гришнье по заказу французского короля Карла VI. Но эта версия не представляется убедительной. В. А. Чатто в книге «История игральных карт» утверждает, что карты были изобретены в Китае в эпоху Сун и предназначались для развлечения наложниц императора. Эттейла, французкий таролог, разработавший собственную систему гадания на Таро, и другие видные эзотерики, такие как Элифас Леви и Кур де Жебелен, приписывали Таро каб­балистически-египетское происхождение.

Эттейла в одном из своих трактатов о Таро так описывает внутреннюю обстановку храма Пта в Мемфисе: «На алтарном столе на высоте груди египетского Верхов­ного Мага (или Иерофанта) с одной стороны располагалась книга или же набор карт или золотых пластин (Таро), а с другой стороны — ваза…»

Кур де Жебелен в книге «Первобытный мир» пишет: «Если бы мы узнали, что в наши дни существует творение древних египтян, одна из таких книг, которая избе­жала пламени, уничтожившего их великолепные библиотеки, и которая содержит их самое чистое учение о самых интересных вещах, каждый, несомненно, захотел бы получить знание о таком ценном и экстраординарном труде. Если бы нам сообщили, что эта книга широко распространена в большей части Европы и на протяжении нескольких столетий доступна для всех, не посчитали бы мы это еще более поразительным? И вот что самое удивительное: люди никогда не подозревали о том, что они обладают этой египетской книгой, причем обладают та­ким образом, что вряд ли можно вообще говорить об обладании, никто и никогда не пытался расшифровать хотя бы единственный ее листочек, и проявление забытой мудрости воспринимается просто как масса вычурных, ничего не значащих узоров. Услышавшие такое разве не подумают, что их просто дурачат? И тем не менее это истинный факт. Египетская книга — единственное, что осталось от их прекрасных библиотек, — существует и в наши дни. Она даже настолько распространена, что ни один ученый не принимает ее всерьез, никто до меня даже и не подозревал о ее славном происхождении. Книга со­стоит из семидесяти семи листов с иллюстрациями или, пожалуй, из семидесяти восьми, разделенных на пять категорий, в каждой из которых представлены многочисленные, разнообразные и поучительные предметы. Короче говоря, это не что иное, как колода карт Таро».

что такое тароОдна из первых колод, дошедших до нас, — колода Висконти-Сфорца, датируемая 1428 годом. Колода была изготовлена художником Бонифацио Бембо к свадьбе Бьянки Висконти и Франческо Сфорца. Молодожены принадлежали к аристократическим семьям Милана, и для членов этих семей по тем или иным знаменательным поводам могли изготавливаться такие карты. Сегодня «Висконти-Сфорца» — название итальянских карт Тарокки XV века. До сегодняшнего дня сохранилась 271 коло­да. Все они нарисованы от руки. По размерам и манере написания они подразделяются на 15 групп. В самой пол­ной колоде — 74 карты, не хватает только четырех: Баш­ни, Дьявола, Рыцаря Монет и Тройки Мечей. Отдельные группы карт из этой колоды хранятся в трех разных кол­лекциях: 35 карт — в библиотеке Пирпонта Моргана в Нью-Йорке, 26 — в Академии Карраро в Бергамо, оставшиеся 13 — в частной коллекции семьи Коллеони, также в Бергамо. Отсюда название колоды — «Пирпонт Морган — Бергамо». В другой колоде 67 карт; все они хранятся в коллекции Кэри в Йельском университете в США, поэтому колода называется «Кэри Йель». В остальных колодах карт еще меньше. Исследователи считают, что эти карты — не остатки некогда полных колод, а, скорее, образцы, по которым должны были создаваться новые колоды.

В XX веке колоды «Пирпонт Морган — Бергамо» и «Кэри Йель» были выпущены в нескольких изданиях, для которых итальянский художник Луиджи Скапини нари­совал недостающие карты. Реставрировал карты болгарский художник Атанас Атанасов. Карты «Висконти-Сфор­ца» очень интригующи. Каждая карта имеет свою историю, и эти истории изучаются по сей день.

Происхождение многих колод связано с историей масонства, о чем пишет Кур де Жебелен, который сам был масоном и членом ложи Девяти сестер. Эттейла, младший современник Жебелена, считал, что масонское Таро перегружено символикой, и много лет «освобождал» его от лишних элементов, в результате создав две собственные колоды. По мнению Владимира Шмакова, талантливого таролога и эзотерика прошлого века, система гадания, созданная Эттейлой, по прошествии лет сохранила наибольшую актуальность по сравнению с современными ей системами.

Еще одно имя, которое нельзя обойти молчанием, — Альфонс-Луи Констан, французский оккультист, вошедший в историю магии под псевдонимом Элифас Леви. Он создал упрощенную систему гадания на Таро и сделал множество важных открытий, проясняющих значение Арканов. Алистер Кроули утверждал, что является реинкарнацией Леви.

В 1889 году видный французский теософ Освальд Вирт, представитель розенкрейцерской школы, издал собственную колоду, аккумулировав в ней все достижения французского оккультизма того времени.

Огромный вклад в тарологию внес британский ок­культист Сэмюэл Макгрегор Мазере, который соотнес Таро с еврейским алфавитом, поставив Шута (Нулевой Аркан) в начало колоды.

В 1909 году еще один эзотерик, Папюс, выпустил свою колоду, простую и занимательную. Толкования Арканов изложены в книге «Предсказательное Таро». Книга была издана в 1912 году с иллюстрациями художника Габриэля Гулина. Папюс — псевдоним Жерара Анкосса, великого мага и пророка. На сегодняшний день его работы считаются одними из лучших. В них он ос­тался верен традиции классического герметизма. По­следователи Папюса лишь дополняли и развивали его фундаментальные идеи. Папюс трижды посещал Рос­сию, первый раз в 1901 году Ему удалось сблизиться с царским двором. В последующие посещения Папюса сопровождал чудотворец Филипп Лионский. Ценности и секреты герметизма открываются лишь исключительным личностям, к каковым, без сомнения, относился Папюс.

Среди других популярных колод можно назвать Таро Райдера — Уэйта, появившееся в 1910 году, Таро Алистера Кроули с рисунками Фриды Гаррис, появление которого относится ко времени Второй мировой войны, и Таро Джорджо Тавальоне, также известное как «Золотые Ступени», датируемое 1978 годом (эта колода продолжает традиции Леви, Вирта и Папюса).

Советская (российская) школа арканологии, науки о системе Арканов, имеет весьма и весьма скромную ис­торию. Впервые в России курс по Таро был прочитан Григорием Оттоновичем Мебесом. Сборник его лекций «Курс энциклопедии оккультизма» вышел в 1912 году.

Четыре года спустя в свет вышла знаменитая «Священная Книга Тота» Владимира Алексеевича Шмакова, блистательного оккультиста. Эта книга, хота и перегружена «премудростями», представляет собой своего рода энциклопедию тарологии. В 1912 году вышла замечательная книга П. Д. Успенского «Символы Таро»; книгу очень хвалил Шмаков за простоту и доступность. Эта книга с добавлениями была переведена на английский язык и выпущена за рубежом в 1913 году. Первая публикация по вопросам тарологии в СССР появилась в 1989 году в журнале «Наука и религия».